Каждый автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой выбора, какие запасные части – оригинальные или неоригинальные – использовать при обслуживании и ремонте своего «железного друга». На бескрайних просторах Интернета можно встретить миллионы неоспоримых аргументов как сторонников исключительно оригинала, так и ярых его противников. Защитники оригинала убеждены, что достичь изначально заданных производителем автомобиля параметров, а соответственно – надежности, долговечности и функциональности, можно только при условии замены отработавшего или вышедшего из строя элемента точно таким же, «родным». И с этим трудно спорить. Однако у противников использования только оригинальных запчастей тоже есть ряд аргументов, главный из которых – высокая цена, значительную долю в которой составляет именно принадлежность к автомобильному бренду. И многие просто не готовы, а иногда и не в состоянии, платить такую высокую цену, тем более что современный рынок автомобильных запчастей предлагает широчайшую альтернативу в виде аналогов-заменителей. На самом деле, не все так однозначно, и истина, как известно, находится где-то посередине. В этой статье мы постараемся дать четкие и понятные определения оригинальных и неоригинальных запасных частей, а также попытаемся провести по возможности полный и беспристрастный анализ преимуществ и недостатков использования этих запчастей в автомобиле, который, в конечном итоге, поможет вам сделать правильный выбор. Оригинальные запчасти – это детали и узлы, идентичные деталям и узлам, поставляемым на сборочный конвейер завода-изготовителя. Такие запчасти в обязательном порядке имеют фирменную маркировку и уникальный номер производителя автомобиля. Основные преимущества использования оригинальных запчастей: 1. Качество и совместимость деталей соответствует всем требованиям и гарантируется самим производителем автомобиля. 2. Ассортимент оригинальных запчастей обеспечивает потребителю практически 100-процентную потребность в необходимых для ремонта или обслуживания автомобиля деталях. 3. При поиске и покупке запчасти по уникальному оригинальному номеру значительно снижается риск приобретения ошибочного изделия, а также контрафактной продукции. 4. При гарантийном обслуживании и ремонте автомобиля многие операции в технических центрах выполняются исключительно с применением оригинальных запчастей, что обусловлено требованиями сохранения гарантии на автомобиль. Недостатков использования оригинальных запчастей не так много, но они существенны: 1. Высокая цена. Как правило, стоимость оригинальной детали на 30-50% выше стоимости сопоставимого по качеству (а часто – и произведенного на том же заводе-изготовителе, что и оригинал) аналога; 2. Длительное время ожидания заказанной детали при отсутствии ее на складе официального представителя (от 2-х недель до нескольких месяцев). Для справки, полный перечень деталей только одной модели автомобиля составляет несколько десятков тысяч наименований, поэтому ни один представитель производителя не в состоянии держать склад с полным наличием оригинальных запчастей. Неоригинальные запчасти – изделия независимых компаний-производителей, специализирующихся на выпуске деталей определенной группы (например, подвески и рулевого управления, тормозной системы, двигателя, электрооборудования и т.д.) для различных марок и моделей автомобилей. Такие запчасти могут выпускаться как под собственной торговой маркой производителя, так и под другими торговыми марками компаний-упаковщиков. Преимущества использования неоригинальных запасных частей: 1. Более низкая, по сравнению с оригиналом, цена. Вторичный рынок автозапчастей может предлагать аналоги-заменители и дороже оригинала. Как правило, это связано либо с заложенными в них дополнительными свойствами (не предъявляемыми производителем автомобиля), либо с реально более высоким уровнем качества деталей, производимых конкретным предприятием – безусловным лидером в производстве именно этой группы запчастей (но при этом не являющимся поставщиком конвейера производителя автомобиля). В любом случае, при выборе неоригинальной запчасти, если вы хотите получить достойную замену, не стоит ориентироваться только на низкую цену. Качественные аналоги не могут быть дешевле оригинала более чем на 30-40%. 2. Экономия времени на поиск и приобретение нужной детали. Если по оригинальным запчастям на рынке обычно присутствует не более 2-3 серьезных поставщиков, то по неоригинальным деталям в наиболее «ходовых» сегментах (фильтры, тормозные колодки, аккумуляторные батареи и пр.) конкурентная среда может насчитывать до десяти и более брендов. Соответственно, суммарная мощность складов всех этих поставщиков значительно превышает возможности поставщиков оригинальных запчастей по обеспечению потребителя необходимыми материалами. К основным недостаткам использования неоригинальных запчастей следует отнести следующие: 1. Использование запчастей, не имеющих официального одобрения производителя, может послужить поводом для аннулирования гарантии на автомобиль. 2. Среди неоригинальных запчастей значительно чаще, по оценкам специалистов, встречаются заводской брак и откровенные подделки, что, в конечном итоге, может привести к серьезным и дорогостоящим поломкам сложных узлов и механизмов автомобиля. 3. Ассортимент неоригинальных запчастей обычно намного скромнее ввиду того, что для свободной продажи производители стараются выпускать лишь наиболее ходовые детали (некоторые автозапчасти для иномарок бывают только оригинальными, в основном это относится к мало изнашиваемым и редко ломающимся запчастям, таким как детали салона, балки двигателя и подвески и пр.). 4. Вероятность ошибок и недостоверной информации в каталогах производителей неоригинальных запчастей значительно выше, чем в документах завода-изготовителя автомобиля, следовательно, выше и вероятность приобретения неправильной детали. 5. Наконец, жесточайшая конкуренция между многочисленными компаниями и брендами, снабжающими вторичный рынок разнообразными запчастями, неизменно подталкивает их к снижению цен на предлагаемый продукт, а это, к сожалению, чаще всего достигается не повышением производительности и минимизацией издержек, а банальным снижением требований к качеству исходного сырья, размещением производств в развивающихся странах и ухудшением характеристик конечного продукта. В заключение следует отметить, что обычному автолюбителю совсем не просто определиться во всем многообразии и постоянно меняющихся тенденциях современного рынка автомобильных запчастей. Это как в медицине – поликлиник много, а поставить правильный диагноз и выписать нужный рецепт могут далеко не все врачи. Поэтому основной совет – ищите истинных профессионалов и только им доверяйте здоровье и настроение своего «железного друга». Тогда на вопрос «Какие запасные части – оригинальные или неоригинальные – использовать при обслуживании и ремонте своего автомобиля» вы всегда сможете ответить: как «доктор» скажет, так и сделаю.
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34788/ © Shkolazhizni.ruДовольно часто эйфория владельцев
новеньких автомобилей резко пропадает после нескольких посещений ими
сервисов официального дилера с целью гарантийного обслуживания автомобиля.
Многие автолюбители объясняют это тем, что предоставляемый им к оплате
счет не отражает реальные объемы выполненных работ, а стоимость
используемых запчастей и расходных материалов значительно превышает их
среднерыночную стоимость.
Попытки несогласных с такой выкачкой
денег приобретать запчасти и расходные материалы в свободной продаже
жестко пресекаются работниками технических центров. В ход идут различные
приемы и ухищрения вплоть до угроз лишить автовладельца гарантии на
автомобиль, если необходимые запчасти и материалы будут приобретаться
«на стороне», а не у официального дилера.
Как правило, такой «метод» срабатывает, и автолюбители остаются с гарантийным обслуживанием,
но продолжают платить завышенную стоимость за расходные материалы и
запчасти. Те, кто на отрез отказываются платить затребованную сумму при
следующем посещение сервиса уходят в «гаражные» мастерские. Конечно, в
таких мастерских стоимость запчастей и материалов может быть и
значительно ниже, но приходиться платить за работу, что в конечном итоге
может оказаться еще дороже.
Всемирный экономический кризис довольно
сильно ударил по результатам финансовой деятельности официальных дилеров
автомобилей, которые из-за существенного снижения продаж новых
автомобилей вынуждены были выживать за счет продажи оригинальных
запчастей и комплектующих. Но если раньше продажа таких запчастей шла
преимущественно для гарантийного периода обслуживания, то в изменившихся
условиях дилеры вынуждены были перестроить свою стратегию деятельности
таким образом, чтобы владельцы автомобилей оставались в официальных
сервисах и на после гарантийное обслуживание.
Для осуществления этой цели используются
различные приемы, которые не всегда можно назвать честными и законными.
Успешность этой задачи во многом зависит и от правовой неграмотности
отечественных владельцев автомобилей. Стоит отметить, что в действующем
законодательстве права и преимущества находятся в основном на стороне
потребителей. Это относится не только к техническим аспектам
послепродажного обслуживания, но и к экономическим аспектам,
сопутствующие его.
К основным законам, регламентирующим
взаимоотношения между продавцом автомобиля и его владельцем в течении
гарантийного периода, относится следующие нормативные акты:
«Положение о гарантийном обслуживании
легковых автомобилей и мототехники», РД 37.009.025-92, утверждено и
введено в действие с 01.01.93 Приказом по Департаменту автомобильной
промышленности Минпрома Российской Федерации номер 43 от 01.11.92;
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от
23.11.2009) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступающими в
силу с 01.01.2010).
Эти нормативные акты являются
основополагающими при составлении сервисных книжек и руководств по
техническому обслуживанию. Одним из наиболее важных моментов этих
документов является то, что согласно им вы имеете право при гарантийном обслуживании автомобиля приобретать
необходимые запчасти и комплектующие там, где вам заблагорассудиться, а
мастера сервиса обязаны установить вам эти запчасти. Единственным
нюансом является то, что эти запчасти должны быть оригинальными, а не
каким-нибудь дешевым аналогом. В таком случае сервис имеет полное право
отказать в удовлетворении вашей просьбы.
|